Сервис, которому доверяют

В условиях пандемии актуальность концепции «слышащего государства» возросла многократно. И особенно это проявилось в контексте противодействия коррупции, которая, к сожалению, не обошла нас стороной и в борьбе с коронавирусом.

В сложившихся экстремальных условиях, сохраняя приоритетность принципов верховенства закона и неотвратимости наказания, мы сделали основную ставку на совместное с гражданским обществом превентивное реагирование по серьезным коррупционным сигналам, масштабную информационно-разъяснительную работу, максимальное обеспечение открытости и прозрачности госучреждений.

Как бы парадоксально это ни звучало, но именно пандемия значительно ускорила процесс перехода Агентства по противодействию коррупции на сервисную модель, воплощенную в жизнь через создание центров «Antikor ortalygy». Сегодня они открыты практически во всех регионах.

В антикор-центрах каждый может рассказать о своей проблеме и найти решение вопроса, получив квалифицированную помощь у специально обученных профессионалов. Мы создали все удобства для посетителей: комфортный зал ожидания с игровой зоной для детей, специально оборудованные секторы для информирования и приема граждан. Более того, антикор-центры стали эффективной площадкой для конструктивного диалога государства и общества.

Важно отметить, что мы кардинально пересмотрели подходы к рассмотрению обращений граждан. Основная задача – услышать каждого обратившегося и постараться помочь даже в тех случаях, когда вопрос не входит в нашу компетенцию.

В этом контексте примечателен опыт коллаборации в рамках проекта «Адалдық алаңы», нацеленного на искоренение бытовой коррупции. Изменена периодичность приема граждан. Председатель агентства осуществляет прием еженедельно, его заместители и руководители департаментов – ежедневно. Для удобства прием граждан, проживающих за пределами столицы, проходит дистанционно, что существенно экономит их время и транспортные расходы.

Сотрудники агентства с вовлечением общественных активистов выезжают в сельскую местность для оказания правовой помощи в рамках мобильных приемных по принципу «народный юрист». Другой канал обратной связи с гражданами – call-центр 1424. Наши операторы в круглосуточном режиме реагируют на сообщения о коррупционных фактах, а также о случаях воспрепятствования предпринимательской деятельности.

Если ранее уголовные дела возбуждались на основании материалов сугубо оперативных разработок и документальных проверок со стороны контрольно-надзорных органов, то сегодня мы в значительной степени ориентируемся на сообщения принципиальных граждан.

В нынешнем году нами зарегистрировано порядка 700 таких звонков. Расследуются 63 уголовных дела по подтвержденным фактам, осуждены 18 должностных лиц.

Переход Антикора на сервисную модель предполагает выстраивание конструктивного взаимодействия с гражданским обществом. При этом для всех вовлеченных общественников организовано рабочее пространство в антикор-центрах.

Сегодня представители общественности могут не только высказывать свою точку зрения по поводу проводимой антикоррупционной политики, но и непосредственно участвовать в ее реализации. Якорным в этом направлении стал проект «Адалдық алаңы», объединивший 80 тыс. волонтеров. Под его эгидой планомерно создаются условия, исключающие коррупционное поведение.

В рамках проекта инициирована масштабная трансформация государственных органов с переходом на сервисную модель обслуживания. В частности, создано свыше 300 открытых сервисных акиматов на уровне областей, районов и даже сельских округов, более 2 тыс. безбарьерных фронт-офисов и open space, благодаря которым госслужащие становятся ближе к народу, а люди получают услуги в комфортных условиях.

Начатый в столице и масштабированный по поручению Елбасы на всю страну проект «Адалдық алаңы» – беспрецедентный пример эффекта синергии государства и общества. Он является реальным катализатором преобразований госаппарата в сторону открытости, прозрачности и подотчетности.

Это подтверждается реализацией таких инициатив, как «Интерактивная карта открытых бюджетов», на которой доступны для общественного контроля бюджеты госучреждений на сумму более 14 трлн тенге. Говоря о подотчетности, необходимо выделить мониторинговые мероприятия, организуемые проектными офисами «Адалдық алаңы». К примеру, пресечение фактов незаконного завышения цен на лекарства и сопровождение до конечного потребителя поступающей гуманитарной помощи.

Другой зарекомендовавший себя институт общественного контроля – специальные мониторинговые группы, отслеживающие реализацию Антикоррупционной стратегии. Общественники широко вовлечены и в разъяснительную работу, нацеленную на распространение принципов добропорядочности и неприятия коррупции.

Знаковым стал волонтерский проект «Adal kómek», привлекший к работе на основе pro bono практикующих адвокатов, ведущих юристов и правоведов. Ими проведено более 4 600 онлайн-консультаций в популярных социальных сетях, разрешившие более 29 тыс. вопросов граждан.

В свою очередь, информационно-пропагандистские штабы организовали проведение свыше 3 200 прямых эфиров на тему формирования нулевой терпимости к коррупции. Антикоррупционные инициативы поддерживаются и бизнес-сообществом. Совместно с НПП «Атамекен» мы реализуем проект Protecting Business and Investments. Под его антикоррупционной защитой находится более 500 бизнес-проектов на сумму 12,5 трлн тенге.

Объективным индикатором эффективности комплекса реализуемых мер служат результаты международных рейтингов и социологических исследований. По оценке Всемирного банка, за последние 2 года показатель Казахстана по контролю коррупции улучшен более чем в 2 раза.

Центр «Талап» выяснил, что почти 70% казахстанцев готовы внести личный вклад в снижение уровня коррупции в стране, что говорит о возрастающей нетерпимости граждан к проявлениям коррупции и их социальной ответственности.

Важно отметить, что переход на сервисную модель является одним из ключевых элементов проводимой сегодня реформы правоохранительной и судебной систем. По поручению Президента страны ее реализацией занимается специальная комиссия, возглавляемая руководителем Администрации Президента, и рабочая группа под руководством помощника Президента – секретаря Совета безопасности.

В целом можно с уверенностью говорить о том, что граждане поддерживают выбранный нами курс минимизации коррупции, базирующийся на ежедневном улучшении сервиса и дальнейшем укреплении конструктивного партнерства с общественностью.

Олжас Бектенов, первый заместитель председателя Агентства РК по противодействию коррупции