Работа над этюдами в классе скрипки

Этюды – это произведения технического плана, не лишённые художественного содержания. Значение этого жанра заключается в том, что этюды позволяют сосредоточиться на решении типических исполнительских трудностей и что они сочетают специальные технические задачи с задачами музыкальными. Чтобы извлечь из Этюда максимальную пользу, важно обратить внимание не только на техническую, но и на музыкальную отделку произведения. Работа над качеством звучания, над фразировкой даже в самых элементарных технических фигурах, воспроизведение всех деталей голосоведения – всё это способствует успешному преодолению технических трудностей. Ученик должен понять, что достижение нужной беглости в Этюде ни цель, а средство для выразительного, красивого исполнения.

Специальное назначение Этюдов вызывает необходимость особо пристального внимания к решению имеющихся в них технических задач. Для того, чтобы работа велась более осознанно, необходимо помимо обычного разбора нотного текста, проделать разбор специально технический – выяснить характерные особенности его фактуры.

Что касается скрипачей, чем раньше начнется серьезная работа, тем лучше. В раннем детстве, когда ребенка отдают на скрипку в возрасте шести или семи лет, когда мускулы еще обладают мягкостью и одновременно определенной эластичностью, они лучше всего поддаются воспитанию и подготовке к развитию технического мастерства.

Из истории музыки и биографий великих скрипачей известно, что большинство из них начало учиться в возрасте от пяти до семи лет. Многие великие исполнители, в настоящее время выступающие перед публикой, начинали играть на инструменте тогда, когда другие дети тех же лет еще играют в игрушки.

В двадцатом веке продолжалась активная работа по созданию этюдов для различных этапов развития скрипача. Одним из важнейших качеств этюдов стало претворение простейших игровых элементов в миниатюрных по масштабу, но целостных художественных образах.

В процессе работы над этюдами необходимо добиваться полного решения поставленных задач, в противном случае может появиться небрежность в исполнении и, как следствие, развиться непрофессиональное отношение к труду скрипача. Каждый этюд не только представляет собой материал, удобный для овладения определенным техническим приемом, но также раскрывает перед учеником круг художественных образов, доступных его возрастному восприятию.

Опыт показывает: успешное овладение техническими навыками зависит от ясности понимания учеником музыкального образа произведения.

Добавим, что возможны два различных подхода к изучению этюдов. Согласно одному из них, этюдный материал подбирается сообразно тем техническим задачам, которые стоят перед учащимся в конкретном, изучаемом в данный момент, произведении.

Другой подход диктует последовательное, с возрастанием степени трудности, изучение этюдного материала и не терпит каких-либо отклонений от установленного пути развития техники юного скрипача. Вместе с тем, возможно определенное совмещение обеих установок – последовательное изучение этюдов как фундамента всего здания скрипичной техники с временными отклонениями для совершенствования технической базы изучаемого произведения. При таком двухаспектном подходе проблема согласованности изучаемых этюдов,  пьес и произведений крупной формы остается  актуальной.

Подводя итог вышесказанному только разнообразный, разносторонний учебный материал, охватывающий широкий круг технических приемов игры на скрипке и художественных задач, может способствовать как музыкально- художественному, так и техническому развитию учащегося — скрипача. С помощью умело подобранного репертуара педагог не только обучает, но и «лечит» ученика: слабого делает сильным, робкого смелым, инертного – активным и целеустремленным. Поэтому на каждой стадии обучения педагог должен ясно представлять, что нужно проходить данному ученику для всестороннего развития и овладения основами скрипично — исполнительского искусства.

Дмитрий Тен,

Детская музыкальная школа им.Н.Тлендиева,

г.Талдыкорган,

Жетысуская область