В Астане прошло расширенное заседание правительства, в котором принимает участие президент Касым-Жомарт Токаев. На заседании рассмотрели отчёт об исполнении основных показателей социально-экономического развития страны за 2022 год и план работы правительства на 2023 год.
В рамках совещания с докладами выступили Премьер-Министр Алихан Смаилов, Председатель Национального Банка Галымжан Пирматов, а также ряд акимов регионов.
Президент: «Сегодня мы обсудим предварительные итоги социально-экономического развития страны за 2022 год и определим основные задачи на предстоящий период. Накопилось немало актуальных вопросов. За 11 месяцев текущего года рост экономики замедлился с 4,6% до 2,7%. Инфляция достигла исторических максимумов за последние 14 лет, составив 19,6%. Конечно, подобная ситуация самым негативным образом влияет на уровень жизни и доходов населения»
Касым-Жомарт Токаев: «Прошедшие президентские выборы продемонстрировали поддержку гражданами проводимого государством курса. Народ ждет реальных перемен, причем не в далеком будущем, а здесь и сейчас. Мы должны оправдать доверие народа. Принят План действий по реализации Предвыборной программы. Все его мероприятия должны быть реализованы своевременно и в полном объеме. Работа каждого министра и акима будет оцениваться не на основе статистических докладов и отчетов, а по конкретным и ощутимым результатам»
Президент передал слово премьер-министру Алихану Смаилову. Глава правительства рассказал, что за январь-ноябрь темп роста экономики составил 2,7%. Внешнеторговый оборот за январь-октябрь увеличился на 34% и достиг 111 млрд долларов.
Экспорт вырос на 45%, в том числе обработанных товаров – на 35%. По состоянию на ноябрь текущего года показатель инфляции в Казахстане достиг отметки в 19,6%. Основными факторами для повышения инфляции стали усиление геополитической напряжённости, рекордный рост цен в мире, нарушение логистических связей и введение временных ограничений на экспорт некоторых товаров в соседние страны.
Смаилов: «В настоящее время правительство реализует комплекс мер по контролю и снижению инфляции. В рамках этой работы предусмотрены меры по увеличению доли отечественных товаров на внутреннем рынке, развитию механизмов хранения и транспортировки продукции, поддержке розничной торговли».
Смаилов: Начат новый этап реформирования госконтроля, эта работа должна быть завершена в следующем году, до завершения моратория на проверки МСБ. Для повышения доходов фермеров на следующий год выделят 70 млрд тенге, которые будут направлены на выдачу микрокредитов. Начался процесс трансформации КТЖ в транспортно-логистическую компанию.
Премьер-министр перечислил меры, которые планируют принять в 2023 году для стабилизации инфляции.
По словам Алихана Смаилова, новая налогово-бюджетная политика правительства позволит увеличить активы Нацфонда до 100 млрд долларов. Принимаемые правительством меры позволят в ближайшие годы увеличить объём поступлений средств в Нацфонд и стабилизировать темпы роста бюджетных расходов. В настоящее время началась реализация предвыборной программы президента РК, внедряются принципы новой Концепции управления государственными финансами до 2030 года. Утверждены контрцикличные бюджетные правила, которые позволят сократить трансферты из Нацфонда на 1,4 трлн тенге в 2023 году и стабилизировать темпы роста расходов бюджета.
Смаилов: «Сбалансированность бюджета обеспечивается за счет увеличения собственной доходной базы и концентрации расходов на наиболее приоритетных направлениях».
Начата разработка новых Бюджетного и Налогового кодексов, которые позволят упростить бюджетный процесс и налоговое администрирование, внедрить в этих направлениях новые цифровые решения.
Смаилов: «В целом налогово-бюджетная политика будет направлена на снижение ненефтяного дефицита до 5% к 2030 году, а также на рост активов Нацфонда до 100 млрд долларов».
Слово передали главе Нацбанка Галымжану Пирматову.
Председатель Нацбанка сообщил, что продовольственная инфляция в Казахстане достигла 24%. Рост цен продолжается на фоне внешнего инфляционного давления, разрыва цепочек поставок. До конца года инфляция может вырасти до 20-21%, в 2023 году, по прогнозу Нацбанка, снизится до 11-13%.
Пирматов: Активы Нацфонда выросли за 11 месяцев 2022 года на 517 млн долларов, до 55,8 млрд долларов.
Пирматов: Будет продолжена реализация режима гибкого курсообразования, способствующего повышению эффективности валютного рынка, не допускающего накапливания дисбалансов в экономике.
Глава Нацбанка: В 2023 году будут приняты меры по предоставлению всем вкладчикам права по передаче части пенсионных накоплений в управление частным компаниям.
Слово передали акиму Алматы Ерболату Досаеву.
Досаев: В соответствии с вашим главным поручением, на сегодня полностью восстановлена разрушенная в ходе январских событий инфраструктура. Экономика города вышла на траекторию устойчивого роста, значительно повышен уровень общественной безопасности. 1640 пострадавшим предприятиям выплачена компенсация в сумме 16,2 млрд тенге, 95% из которых получили выплаты до 1 июня 2022 года. Имущественный ущерб компенсирован всем физическим лицам на сумму 613,5 млн тенге. Для обеспечения безопасности жителей Алматы в местах массового скопления до конца текущего года будет завершена установка 2050 видеокамер. В целом, на обеспечение безопасности горожан в текущем году дополнительно выделено 16,8 млрд тенге. Продолжается восстановление здания акимата города, срок завершения – второй квартал 2023 года.
Слово предоставили первому заместителю премьер-министра Роману Скляру. Он докладывает о ситуации в Экибастузе.
Токаев:
«То, что произошло в Экибастузе – это реальная катастрофа. Я хотел бы выразить признательность жителям этого города за проявленное терпение и гражданскую ответственность. Хочу поблагодарить волонтёров за работу. Эта ситуация наглядно продемонстрировала безответственное отношение к отопительному сезону государственных органов и субъектов естественных монополий. У нас есть практика замалчивания накопившихся проблем. Это привело к масштабным последствиям для устранения которых потребовались колоссальные ресурсы. Думаю нужно извлечь уроки, провести расследование – почему это произошло. Дальше будем принимать соответствующее решение».
Слово предоставили акиму Мангистауской области Нурлану Ногаеву.
Ногаев: «До конца года завершат задачу по централизации водоснабжения 12 сёл, будет создано 20 447 рабочих мест».
Токаев: «Я хотел бы обратиться ко всем акимам: вам нужно в предварительном плане проводить анализ слабых мест, проблем, находить алгоритмы, чтобы потом не заниматься ими, как это было в Экибастузе».
Слово предоставили акиму Улытауской области.
Президент подвел итоги заседания.
Токаев: «В этом году в стране произошли очень важные изменения. Была проведена масштабная конституционная реформа. Президентские выборы состоялись. Казахстанцы поддержали наши инициативы, направленные на всестороннюю модернизацию страны. Теперь мы должны мобилизовать все наши усилия для реализации объявленной накануне выборов стратегии. Это самая важная задача. В моей предвыборной программе была определена новая цель страны: мы будем увеличивать доходы граждан и сосредоточимся на повышении качества жизни. Наша цель ясна, задачи известны. Теперь нужно поработать над реализацией. В связи с этим считаю необходимым уделить особое внимание следующим направлениям
Первое. Решение вопросов жилищно-коммунального хозяйства. К сожалению, эти, по сути, бытовые вопросы, которые должны решаться на уровне сел и городов, вышли на уровень Правительства. Различные ЧП в сфере ЖКХ стали обыденным явлением. Череда аварий в Петропавловске, Темиртау, Степногорске, Балхаше, Караганде, Актобе и Риддере не привела к должной реакции со стороны акимов, министров и, самое главное, собственников. Недавний коллапс в Экибастузе окончательно показал насколько запущена ситуация в этой отрасли. Из-за безответственности чиновников, несостоятельности действующей системы надзора тысячи людей остались без тепла. Должностные лица рапортовали, что зиму мы пройдём в плановом режиме. Но мы видим, что происходит на деле. Как вам известно, аким Павлодарской области был освобожден от занимаемого поста. При этом уполномоченный госорган в лице Министерства энергетики никак себя не показал в такой ситуации. Также недостаточно слаженно и оперативно сработала служба по ЧС.
Отдельно хочу остановиться на ответственности собственника ТЭЦ и сетей. Предложение продать государству за 1 тенге Экибастузскую ТЭЦ, износ которой превышает 90%, нуждается в экспертизе. Этот объект должен пройти независимую проверку. В первую очередь необходимо изучить, сможет ли государство эффективно управлять изношенным объектом. Лучше взять 50% компании и поручить собственнику провести капитальный ремонт ТЭЦ.
Затраты на компенсацию ущерба жителям Экибастуза должны быть распределены между собственником и республиканским бюджетом. Правительству предстоит комплексно рассмотреть и принять решение по каждому объекту критической инфраструктуры, где собственниками ничего не сделано за последние годы. Аналогичную работу на местном уровне проведут акимы регионов. Средний износ ТЭЦ по стране достиг 66%, а в некоторых городах уже превышает критический уровень в 80%. Треть ТЭЦ отработало более полувека. В городах Риддер и Шемонаиха Восточно-Казахстанской области сети теплоснабжения и вовсе полностью изношены. Я неоднократно поручал Правительству взять на контроль своевременную модернизацию энергообъектов. У акиматов тоже не получится самоустраниться, свалив все на Правительство. Это ваши объекты, ваша зона ответственности.
Текущий план ремонтных работ на электростанциях исполнен всего на 76%, а план по вводу новых мощностей – на 46% (442,4 МВт из 956 МВт). Наблюдается значительное отставание от сроков реализации Фондом «Самрук-Казына» таких важнейших проектов, как ГРЭС-1 и ГРЭС-2 в том же Экибастузе. По итогам третьего квартала текущего года неосвоение средств по ним составляет 40% и 93% соответственно. Затягивается реализация проектов по улучшению экологии города Алматы. Сроки модернизации действующих алматинских ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 уже перенесены на год.
Специальная комиссия, созданная при Администрации президента по моему поручению, разработала комплексные меры. Соответственно, необходимо усилить механизм контроля и надзора, повысить ответственность собственников и эффективность отрасли в целом. Комиссия выявила 19 тепловых электростанций, которые не работают должным образом. Их нужно срочно обновить. Энергообъекты, находящиеся в государственной собственности, должны быть отремонтированы за счёт бюджета. А частные объекты нужно модернизировать за собственный счёт в рамках программы «Тариф в обмен на инвестиции». Правительство обязано в оперативном порядке приступить к решению этой задачи. Помимо самих ТЭЦ, в плачевном состоянии остаются и тепловые сети. На сегодня более полутора тысячи километров тепловых сетей нуждаются в срочной замене и ремонте. Их средний износ превышает 75%, а в городах Аркалык, Риддер и Шемонаиха сети изношены полностью. Правительству в течение трех лет необходимо решить данный вопрос. Согласно докладу Комиссии, речь идёт о 528 млрд тенге. Данные средства следует предусмотреть через адекватное бюджетное кредитование и тарифную политику».
По предварительной оценке, на это необходимо около 90 миллиардов тенге. Эти средства, безусловно, должны быть учтены в тарифных сметах энергетических предприятий.
Токаев: «Энергетика и тепло – не единственные проблемы. Более пяти лет не решается вопрос строительства и модернизации канализационно-очистных сооружений (КОС). Изначально проекты планировались реализовать через механизм ГЧП. Однако через пару лет Правительство отказалось от этой идеи. Теперь речь идет о привлечении бюджетного финансирования и займов. Заявленные планы так и не были реализованы. Теперь, вместо того, чтобы наверстать упущенное, Правительство и акимы решили пересмотреть планы в сторону снижения и запланировали реализовать к 2025 году только семь проектов. А по стране у нас 68 проблемных КОС.
Второе. Улучшение социального самочувствия граждан. Основным фактором роста инфляции остается удорожание продуктов питания по всем ключевым группам. Продовольственная инфляция превысила 24%. Реальные денежные доходы населения демонстрируют самые низкие темпы роста за последние пять лет. Почти 900 тысяч человек в в стране числятся формально трудоустроенными, временно незанятыми, непродуктивно самозанятыми и безработными. Основной документ в этой сфере – это Программа повышения доходов населения. Ее следует привести в соответствие с реалиями сегодняшнего дня.
Далее. Реальной проблемой стал производственный травматизм. За 11 месяцев текущего года на производстве пострадали 1124 работника, из них 157 погибли. На отдельных предприятиях аварии с человеческими жертвами приобрели системный характер. Речь идёт, в том числе, о компании «АрселорМиттал Темиртау». С 2006 года на предприятии произошло более 20 аварий, унесших жизни более 100 наших граждан. Только в этом году погибли 14 человек, в том числе один работник на прошлой неделе. Согласно отчетам государственных органов и общественных организаций, компания нарушает трудовое, экологическое и налоговое законодательство, не исполняет инвестиционные обязательства. Общество ждет справедливых и безотлагательных мер. Контроль непосредственно за премьер-министром.
Ещё одна актуальная проблема. Мы приняли решение по легализации иностранного автотранспорта. Однако правительством не организована надлежащая информационная работа. Из-за этого в обществе периодически возникают вопросы о том, как и в отношении какого транспорта будет проводиться эта акция. Также непонятно, какие транспортные средства могут быть легализованы. Подобная важная информация должна быть доступна гражданам. Они должны получать ее из надежных источников. Правительству следует на системной основе и в доступной для людей форме разъяснять суть и алгоритм легализации, чтобы исключить кривотолки сейчас и недопонимание в дальнейшем.
Далее перейдём к инвестиционной политике. По моему поручению сформирован единый пул инвестиционных проектов. Однако в текущем году реализовано всего 43 из 284 запланированных инвестиционных проектов – это всего 15%. За данными сухими цифрами стоят десятки тысяч несозданных рабочих мест, миллиарды тенге, которые не начали работать на экономику. Следует отметить, что министерство иностранных дел проводит достаточно эффективную работу по привлечению интереса иностранных инвесторов. Послы встречаются за рубежом, как говорится, «под ручку» привозят инвесторов к нам. Проблемы начинаются на стадии реализации, на местах. Одним словом, мы просто теряем инвесторов. Поэтому ещё раз подчеркну – сопровождение реализации инвестиционных проектов (земля, разрешительная документация, инфраструктура) – это зона ответственности акимов. Конечно, на центральном уровне тоже нужны изменения. Отдельные предложения мне вносились. Прошу премьер-министра ещё раз обсудить данный вопрос на Совете по экономической политике и внести согласованное решение.
Касательно вопросов ценообразования. Эта проблема постоянно становится предметом обсуждения. Снижение себестоимости продукции, устранение непродуктивных посредников, доступ к торговым сетям и дешевые оборотные средства – вот основные направления борьбы с ростом цен на продукты. Первые шаги сделаны – приняты Правила форвардного закупа напрямую у товаропроизводителей. Предусмотрено бюджетное финансирование. Вместе с тем многие фермеры не имеют мощностей по хранению овощной продукции, поэтому вынуждены продавать напрямую ее с поля. Результат – недополученные доходы сельчан и высокая сезонность цен на продукцию. Решение заключается в создании инфраструктуры хранения. Однако работа по снижению дефицита овощехранилищ идет медленно.
В прошлом году введено мощностей на 64 тысячи тонн при плане 83 тысячи тонн, или 77%. В этом году ситуация получше – при плане 98 тысяч тонн введено мощностей на 87 тысяч тонн. Но нужно наверстывать. Очень важно понимать, что в текущих условиях продовольственная безопасность – это базовое условие прогресса страны в целом. Развитие АПК и особенно сельхозпереработки должны быть приоритетом в деятельности правительства и акимов.
В-третьих. Должна проводиться справедливая и эффективная экономическая политика. Если в нашей стране наладится честная конкуренция и бизнес будет работать честно, то будет создана справедливая рыночная экономика. В первую очередь очень важно повысить доверие отечественных предпринимателей. Была создана межведомственная комиссия по освобождению экономики от монополии. Эта комиссия эффективно выполняет необходимую работу».
Сейчас упор делается на возврат активов, незаконно переданных в частную собственность. Но некоторые вопросы остаются без внимания. Очень важна работа по сокращению участия государства в экономике, не вовлечение монополистов в деятельность рынка, что косвенно с ним связано. Необходимо снизить административные барьеры и перестать давить на рынок ценообразованием.
Токаев: «Наглядным примером монополизации рынков является производство и снабжение электроэнергией, где вертикальные монопольные группы ограничивают доступ на рынки независимым поставщикам. Мы приступили к внедрению института Единого закупщика электроэнергии. Тем самым исключим непродуктивное посредничество и отвлечение средств от самих производителей. В итоге страна должна получить сбалансированные цены для всех регионов и организаций. Более того, решится застарелая проблема, когда аффилированные с производителями энергии компании могли получать ее по заниженным ценам и класть в свой карман «сверхприбыль», оплачиваемую потребителем. Это лишь один пример необходимых системных мер, которые позволят «выровнять» конкурентное поле, исправить накопленные перекосы.
Теперь о бюджетной политике. Правительству нужно достичь стабильности бюджета и избавиться от хронической зависимости от трансфертов из Национального фонда. Напоминаю, что через год начнется начисление половины инвестиционного дохода Национального фонда детям. Это означает, что все граждане будут пристально следить за состоянием дел в Нацфонде. Сопричастность каждого к национальным богатствам – это не пустые слова. Это начало подлинно народного, общественного контроля. Хочу, чтобы и Правительство, и Нацбанк осознавали это в полной мере.
Напоминаю: в ближайшее семь лет активы Нацфонда должны вырасти до 100 миллиардов долларов. Поэтому тратить из него надо меньше, а зарабатывать – больше. Причём проблемы с тем, чтобы «зарабатывать», очевидно, тоже имеют место быть. Инвестиционная доходность Фонда на порядок ниже аналогичных фондов других стран. Доходность Нацфонда за последние 10 лет составила 1,6% годовых, тогда как доходность аналогичного сингапурского фонда – 6,4%, норвежского – 7,5%. Это наглядно демонстрирует значительную неэффективность со стороны уполномоченных на управление органов. Поручаю Национальному банку совместно с правительством внести предложения по совершенствованию управления Национальным фондом с учётом вышесказанного. Все высказанные недостатки и замечания должны быть полностью учтены.
Вопросы развития обрабатывающей промышленности. Доступного сырья, а это базовое условие развития, для казахстанской обрабатывающей промышленности недостаточно. Продолжают поступать жалобы казахстанских производителей на недоступность отечественного сырья. Принятые законодательные нормы до сих пор «пробуксовывают». Другие крупные производители под разными предлогами отказываются подписывать соглашения по поставкам на внутренний рынок. Основной объем продолжает уходить на экспорт (87% алюминия, 98,8% меди, 77% свинца). Правительству следует выработать дополнительные законодательные механизмы воздействия на крупных производителей для полноценного обеспечения отечественных переработчиков доступным сырьём.
В сфере недропользования существует ряд проблем. Генеральная прокуратура совместно с Агентством по борьбе с коррупцией установили, что закон нарушается на всех стадиях дела о недропользовании.
Поручаю Правительству во взаимодействии с Генеральной прокуратурой принять соответствующие меры по возврату незаконно полученных земель в государственную собственность. Затем эти земли предлагаются добросовестно работающим инвесторам. На них возлагаются соответствующие обязательства. В последнее время мы видим, что предпринимаются попытки затянуть реформы в области геологии. Есть те, кто хочет вернуться к старой советской системе и сделать подполье «на благо лишь небольшой группы». Недра Казахстана должны быть открыты для инвесторов. Поэтому правительство должно навести порядок в этой сфере.
Четвёртое. Развитие сельских территорий. Как вы знаете, моим первым указом в рамках новых президентских полномочий стало поручение разработать Концепцию развития сельских территорий. Следующий год пройдет под эгидой повышения благополучия и качества жизни сельчан. К разработке Концепции следует максимально привлечь экспертов, аграриев и общественников на местах. Нужны совершенно новые, а главное, реализуемые подходы по возрождению села. Земля – это основной источник дохода сельских жителей. Вместе с тем дефицит пастбищ вокруг сельских населенных пунктов сохраняется. Он составляет около 8,8 миллиона гектаров.
По моему поручению возвращено в государственную собственность около 5,2 миллиона гектаров сельхозземель, в основном пастбищ. Теперь правительству совместно с акиматами регионов следует создать мониторинговую карту распределения земель для удовлетворения потребностей сельчан в пастбищах.
Не выполняются планы в рамках Национального проекта по развитию АПК. К примеру, при плане по вводу 65 проектов по переработке сельхозпродукции, фактически введен только 31 проект. Планировалось запустить 7 птицефабрик мясного направления, введены 3, по производству рыбной продукции вместо 11 проектов введено лишь 7. Мы должны полностью обеспечить нашу страну основными видами продуктов питания. Поручаю Правительству обеспечить полноценную реализацию всех проектов. В следующем году мы запускаем общестрановой проект по развитию сельскохозяйственной кооперации с выделением 1 триллиона тенге. Он охватит более 1 миллиона сельчан.
Ожидаются изменения и в социальной сфере в сельской местности. Запускается новый проект по модернизации сельского здравоохранения. Будут построены порядка 700 новых медицинских объектов, модернизированы 32 многопрофильные районные больницы. На это мы выделяем более 200 миллиардов тенге. В целом, регионы остро нуждаются в решении инфраструктурных проблем. Нехватка жилья, высокий износ систем тепло-, энерго- и водоснабжения, некачественные дороги – эти проблемы известны всем. Сегодня здесь присутствуют акимы регионов, включая вновь назначенных. Вам оказано большое доверие и предоставлена уникальная возможность преобразовать вверенные области и города в «сильные регионы» с высоким качеством жизни. Нужно работать усердно.
Пятое. Кредитование экономики и снижение закредитованности населения. Я уже не раз говорил о необходимости расширения кредитования реальной экономики. Бизнес остро нуждается в доступном финансировании. По моему поручению выработан пакет срочных решений. Он направлен на решение системных проблем в этом секторе. В частности, будут расширены права вкладчиков ЕНПФ по передаче до 50% своих пенсионных накоплений в частное управление. Это создаст «длинные деньги», необходимые для кредитования бизнеса. В целях увеличения кредитования агропромышленного комплекса будет полностью оцифрован и перезапущен институт зерновых расписок. Они станут надёжным залоговым обеспечением для предприятий агропромышленного комплекса. То же самое касается и прав на недропользование, что позволит более активно кредитовать данный сектор экономики. Кроме того, считаю целесообразным правительству и финансовым регуляторам рассмотреть возможность увеличения до семи лет сроков субсидирования ставок вознаграждения в рамках программы «Экономика простых вещей». Конечно, это должно коснуться только наиболее приоритетных отраслей экономики.
Так же гибко следует подойти и к дифференциации ставок субсидирования. Наряду с этим будет пересмотрено налогообложение доходов банков по нотам Национального банка. Это придаст им необходимый стимул вкладываться в кредитование реальных проектов бизнеса, а не в высокодоходные финансовые инструменты, не оказывающие прямого эффекта на экономику. Кроме того, предстоит «снизить градус» чрезмерного потребительского кредитования. К сожалению, неосознанное потребление может привести к серьезным дисбалансам, признаки которых мы наблюдаем не первый год.
Сегодня объём проблемных кредитов достиг полтриллиона тенге. Более миллиона людей уже не в состоянии оплачивать взятые на себя обязательства. Многие из них, доходя до отчаяния, вынуждены брать новые кредиты, чтобы погасить старые. Поэтому с 1 января 2023 года должен заработать Закон «О реабилитации и банкротстве физических лиц». Помимо этого, необходимо более жестко регулировать беззалоговое онлайн-микрокредитование. В некоторых странах на него введен полный запрет. Следует изучить этот опыт. Нужно продумать механизм «ограждения» заёмщиков, имеющих просроченную задолженность более 90 дней, от принятия новых обязательств. В ближайшее время мною будет подписан соответствующий указ.
Шестое. Я поручил провести новую административную реформу. Основная цель – повышение эффективности работы органов исполнительной власти. Действующие законы не дают полной автономии государственным органам. Например, для принятия нормативных правовых актов в своей сфере их компетенция должна быть утверждена законом. Задания не выполняются вовремя. Решение не принимается вовремя. Поэтому быстро теряет свою актуальность.
В целях решения данной проблемы в законодательство уже вносятся поправки, которые позволят госорганам предпринимать необходимые действия в пределах их отраслевой компетенции. Это, в свою очередь, потребует профессионализма, инициативности и лидерства со стороны руководителей исполнительной власти. Далее. Как показал анализ, проведенный Администрацией Президента, почти половина функций Правительства сводится к формальному коллегиальному одобрению отраслевых решений, разработанных уполномоченными госорганами. В тоже время у правительства иная функция – оно должно координировать и руководить. В рамках новой административной реформы необходимо модернизировать нормотворческую практику и осуществить децентрализацию функций между уровнями государственного управления. В этой связи правительству поручается провести системную ревизию законодательных актов, сохранив на уровне законов только ключевые задачи и полномочия государственных органов.
Разработка отраслевых политик, их реализация и контроль должны быть переданы с уровня Правительства на уровень центральных государственных органов. Аналогичную работу на предмет перераспределения функций между центром и регионами необходимо провести в течение 2023 года. Наряду с этим следует пересмотреть подходы к бюджетированию, обеспечив большую оперативную самостоятельность первых руководителей как на центральном, так и на местном уровнях. Важно продолжить системную работу по дебюрократизации, особенно на уровне местных исполнительных органов. Наиболее востребованные гражданами процедуры должны быть максимально оптимизированы и пересмотрены.
Мной поручалось шире применять инструменты проектного управления в деятельности государственных органов. В Администрации Президента запущен проектный офис, курирующий важнейшие национальные проекты («Комфортная школа», «Сельское здравоохранение», ключевые инвестиционные проекты). В мире наличие навыков в области проектного управления уже стало общепринятым стандартом для государственных менеджеров.
Строительство справедливого и динамично развивающегося государства предполагает и выстраивание новой кадровой политики. Предстоящие преобразования зависят от качества человеческого капитала. Новая кадровая политика должна базироваться на принципах меритократии и профессионализма. На основе этих принципов мы назначаем первых руководителей. Вместе с тем необходимо проанализировать качественный состав заместителей первых руководителей, ведь в большинстве случаев именно от их работы зависит развитие отраслей и регионов. Вице-министрами и заместителями акимов должны быть реальные профессионалы с высоким управленческим потенциалом, развитыми коммуникативными навыками и эмоциональным интеллектом. На этих позициях должны работать люди, способные принимать решения и готовые отвечать за них.
Ещё один немаловажный момент. В текущем году в рамках работы по снижению численности госаппарата и оптимизации руководящего звена в регионах сокращено количество заместителей акимов, установлен лимит – не более трёх заместителей. Прошедшее время показало серьёзные риски снижения координации на местах и размывания ответственности по целому ряду чувствительных для населения вопросов, например, таких как образование и ЖКХ. Акимы высказывают просьбы сделать структуру акимата более функциональной. Поручаю правительству тщательно изучить доводы акиматов, внести согласованное предложение, но без увеличения штатной численности.
Седьмое. Повышение исполнительской дисциплины. В работе государственного аппарата сохраняется формальный подход к исполнению моих поручений. По различным причинам затягиваются и неоднократно переносятся сроки исполнения. С начала года Администрацией президента в адрес государственных органов и должностных лиц направлено более 400 замечаний по качеству исполнения поручений. При этом контроль со стороны правительства, как основного координатора исполнения поручений, осуществлялся не на должном уровне. Контрольная деятельность Канцелярии премьер-министра, как органа, обеспечивающего деятельность правительства, в основном ограничивалась пересылкой и дублированием готовых отчетов государственных органов. Отсутствует должный анализ и оценка качества исполнения поручений.
Следует провести комплексную трансформацию Канцелярии премьер-министра в компактный аппарат правительства с повышением его роли в межведомственной координации и решении межотраслевых вопросов. Вопросы некачественного исполнения принятых решений упираются в полномочия министров и руководителей ведомств.
Руководители государственных органов по-прежнему боятся принимать самостоятельные решения по отдельным вопросам. Госорганы ссылаются на различные притянутые за уши аргументы и пытаются получить одобрение Президента или руководства Администрации президента. Порой приходится давать письменное поручение членам Правительства, в противном случае, есть опасность невыполнения задания, срыва исполнения проекта. В рамках указа о дебюрократизации мы запретили внесение в Администрацию документов по текущим вопросам, относящимся к компетенции Правительства и уполномоченных государственных органов. Однако данная практика до сих пор не искоренена.
Ещё один важный момент. Следует организовать системную работу с массивом поступающих обращений. Только в этом году в госорганы поступило свыше полутора миллиона обращений с конкретными проблемами и чаяниями людей. Для упрощения подачи обращений в государственные органы запущена система «E-Otinish». Как показывает анализ, граждане вынуждены писать в Администрацию президента, не находя ответы на свои вопросы. Многие прямо говорят, что власти на местах не хотят слышать народ, саботируют политику президента. Поэтому все госорганы должны работать с обращениями с особой ответственностью. Реализация концепции «Слышащего государства» должна четко следовать в фарватере изначально обозначенных приоритетов. В первую очередь, это налаживание системной связи между государством и обществом. Государство должно решать системные проблемы, реагировать на сигналы эффективно. Многие люди используют потенциал социальных сетей в угоду своих личных интересов. К сожалению, государственные органы ведутся на это, что зачастую приводит к нерациональному использованию имеющихся ресурсов. При этом не решаются залежавшиеся проблемы.
Ситуация сегодня такова, что внимание госорганов приковано больше не к реальным чаяниям народа, а к лентам социальных сетей, которые имеют мало общего с реальностью. К примеру, правоохранительные органы быстро и чётко реагируют на незначительные административные проступки, растиражированные в СМИ и социальных сетях. Конечно, социальные сети стали хорошей площадкой для диалога власти и общества. Но это далеко не единственный формат взаимодействия. Его нельзя абсолютизировать, поскольку он охватывает лишь небольшую часть нашего общества. Самим сотрудникам министерств, акиматов, и аппарата Правительства не советую увлекаться путешествиями в виртуальном мире, потому что наказания будете получать в реальном мире. Виртуальный мир тем опасен, что порождает иллюзии и заблуждения. Нельзя воспринимать каждый комментарий «диванного эксперта» как всенародную поддержку или, наоборот как всеобщее порицание и осуждение . Необходимо учитывать мнения и запросы всех категорий населения, эффективно решать непосредственные проблемы граждан.
Миллионы казахстанцев ежедневно спокойно и на совесть выполняют свою работу, трудятся во благо Родины – учат детей и студентов, лечат пациентов, строят дома, выращивают хлеб, убирают улицы и парки. Большинство из них далеки от политики и хайпа социальных сетей. Вот они – и главная опора нашей страны. Поэтому именно такие люди в первую очередь должны ощущать реальную поддержку «слышащего государства.
Граждане высказывают недовольство работой правительства и акимов на всех уровнях. И в их словах есть правда. К сожалению, ситуация ухудшается, падает качество жизни населения. Не будет преувеличением сказать, что инфраструктура, очень важная для качества жизни горожан и сельчан, изношена и даже находится в аварийном состоянии. Нельзя просто сидеть сложа руки в такое время. Потому такая ситуация представляет опасность для всех. Более того, следующий год, вероятно, будет более сложным и трудным, чем нынешний.
Главной задачей правительства является решение экономических проблем в стране. Это прямая обязанность членов правительства, акимов, руководителей нацкомпаний. Поэтому хотелось бы получить честный ответ от премьер-министра Алихана Асханулы Смаилова: вообще, можно ли с таким составом правительства войти в Новый год? Возможно ли правительству реализовать предвыборную программу президента? Сможет ли правительство противостоять всем экономическим угрозам изнутри и снаружи? На мой взгляд, эти вопросы следует тщательно обсудить в ходе консультаций главы государства с премьер-министром и депутатами.
Перед нами стоят очень сложные задачи. Эти обязанности распространяются на всех граждан страны. Поэтому мы должны работать вместе рационально, сохраняя наше единство. Парламентские выборы пройдут в стране в первой половине следующего года. Согласно предложенной мной программе политических реформ, произойдут качественные изменения в законодательной власти и местных представительных органах.
Правительство не должно оставаться в стороне от этого процесса реформ. Эту работу следует выполнять одновременно, в одном темпе. Поэтому я считаю, что над этим вопросом должны задуматься все члены правительства. Пусть ваша работа на благо нашего народа будет успешной».
Informburo.kz, t.me/bort_01, primeminister.kz