Дебаты — фундамент интеллектуального развития личности

Изменение тенденций развития общества в сторону глобальной информатизации, формирование новой информационной среды ставят перед современной школой новые задачи. Одна из них – создание условий для формирования личности. В этих условиях учащийся включается в активный познавательный процесс, совместную работу, сотрудничество с целью формирования своего мнения, возможности исследования той или иной проблемы, испытания своих интеллектуальных возможностей.

Сегодня древняя  интеллектуальная игра – дебаты активно используется в школах, открыты дебатные клубы, цель которых: формирование у обучающихся гражданской позиции, ответственности перед собой и обществом за свои поступки, развитие способности творчески и критически мыслить посредством анализа и публичного обсуждения актуальных ситуаций, наблюдающихся в стране.

Не менее важным для учеников является возможность развивать свои коммуникативные качества: ориентация в ситуации общения, умение предвидеть реакцию партнера, навыки быстрого принятия решения с сохранением инициативы, умение корректно опровергать доводы оппонента, владеть различными речевыми средствами воздействия на партнера. Неоспоримым плюсом дебатов является то, что вся атмосфера подготовки и их проведения пронизана духом сотрудничества, равенства взрослых и детей, что делает их партнерами в общении и решении учебно-познавательных и творческих задач.

Дебаты в учебном процессе выступают как форма урока и как элемент урока, а во внеурочной деятельности как интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам.

Созданный в школе Клуб интеллектуального развития «Элита» существует с декабря 2020 года. Его деятельность рассчитана на подростков в возрасте 14–17 лет, то есть учащихся 8–11 классов.

Приступая к созданию Клуба в школе, мы руководствовались постановкой следующих задач:

  • обучение участников навыкам риторики и дебатирования;
  • формирование умения отстаивать свою точку зрения посредством последовательного, аргументированного, лаконичного способа ее защиты;
  • обучение навыкам логичного рассуждения, умению работать с различными информационными источниками;
  • формирование толерантности, воспитание уважения к мнению оппонентов;
  • расширение кругозора, повышение интеллектуального и культурного уровня подростков;
  • популяризация дебатного движения среди учащихся и педагогов.

Конечно, сначала мало кому было понятно, что такое дебаты. Но вот появились первые добровольцы, ученики 10-11-х классов, собрались, скорее из любопытства, послушали о правилах игры. Выбрали интересную тему для спора «Нужна ли школьная форма?», попробовали сыграть, и… понравилось. А суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу выдвинутой резолюции, чтобы убедить судей в правоте своей позиции. В «классических» дебатах всегда участвуют две команды, каждая из трех человек. У каждого участника команды (спикера) своя роль: первый спикер  утверждающей  команды  представляет резолюцию (тема дебатов), критерий и аргументы, второй усиливает линию кейса (совокупность основных аргументов), а третий выступает в роли аналитика. То же самое делает и команда опровержения, но их задача сложнее, так как она должна показать несостоятельность утверждающего кейса. Для этого отрицающая сторона выявляет все слабые стороны утверждающего кейса, доказывает неубедительность  представленных аргументов, их доказательств, и, используя собственные аргументы, показывает, что позиция оппонентов неверна.

Вскоре движение в школе стало расширяться, в зависимости от языка созданы три лиги: Казахская лига (руководитель Калиолданова Айнур Сагатаевна), Русская лига (руководитель Ким Татьяна Павловна) и Английская лига (руководитель Бекдесинова Жадыра Пархатовна). В школе и на районном уровне проводились обучающие коучинги «Как готовить учащихся к дебатам», мастер-классы, семинары-тренинги «Как овладеть ораторским искусством». В «копилке» нашего Клуба немало проведенных турниров на актуальные темы: так, например, в декабре 2020 года прошел турнир на тему «Народные традиции: ЗА и ПРОТИВ» — инициатором и организатором дебатов выступила неправительственная организация «АМЕЛИЯ», январь — «Проблемы гендерного равенства в современном Казахстане», март — «Дистанционное обучение: ЗА и ПРОТИВ», апрель — «Нужно ли читать художественную литературу?», май — «Можно ли искоренить коррупцию»  и т.д.

В феврале 2021 года в онлайн режиме состоялся Областной дебатный турнир, где наша команда (Английская лига) взяла 2-е место и (Казахская лига) номинацию «Креативті команда».

Большое внимание в работе с детьми придается этике поведения в дебатах. Поэтому одной из важных задач, считаем, воспитание в наших учениках верности принципу интеллектуальной честности, повышение взаимного уважения и желания сотрудничать через терпимость к различным мнениям, этичное поведение во время проведения игр.

А еще мы руководствуемся шутливой памяткой «Как спорить, но не ссориться». Вот один из  советов: Истина рождается в спорах, но когда страсти кипят, истина испаряется!

С 28 апреля по 05 мая 2021 года на базе нашей школы в формате ZOOM конференции прошел Первый районный дебатный турнир «Ұшқыр ой алаңы». В турнире приняли участие 25 команд из школ Ескельдинского района. Турнир проходил в Американском парламентском формате и объединил талантливых, активных учеников, желающих совершенствовать свои навыки в искусстве публичных выступлений. Члены нашего Клуба:  Айнакулов Мирас, Буланбаев Еркебұлан, Турысбеков Рамазан, Нұржан Айзат, Жұмабай Шұғыла, Ерошенко Валерия, Скрипченко Валентина, Жасболатов Ислам – демонстрировали  уверенность, находчивость, хорошую речь, содержательность, что позволило им обойти многочисленных соперников.

Внедряя в свою работу новые педагогические технологии, мы способствуем осуществлению социального заказа на формирование у выпускников современной школы таких качеств, которые позволят им свободно ориентироваться в различных ситуациях, уметь отстаивать свои взгляды и принципы.

Жанета РАИМБЕКОВА,

Заместитель директора

по воспитательной работе

Карабулакской средней школы.