Работа с начинающими в классе фортепиано

Музыкальное образование в нашей стране доступно для детей любого возраста и является важнейшей частью развития личности ребёнка. Исследования психологов и педагогов показали, что занятия музыкой в раннем детстве очень эффективны для общего развития детей. Поэтому в нынешнее время системы раннего обучения приобретают большую популярность. Существуют методики от 0 до 5,5 лет развития, которые родители детей осилят самостоятельно. Системы музыкального развития создавали музыканты – профессионалы.

Ежегодно в первый класс на специальность «фортепиано» поступают дети с разными музыкальными способностями, интеллектом, характером, темпераментом, с мотивацией к обучению и без неё, с разным «жизненным багажом», разными физическими данными. Многие дети приходят научиться играть на фортепиано по собственному желанию, другие поступают в школу по желанию родителей.

Начало занятий с первоклассником – момент чрезвычайно ответственный. Первостепенная задача педагога найти с учащимся контакт, проявить к нему и его делам искренний интерес. Выбрать тот единственно верный путь, который приведёт к желанной цели: будь то воспитание музыканта-профессионала, либо любителя и знатока музыки.

Прежде всего необходимо увлечь, заинтересовать учащегося музыкой, на каждом уроке прослушать разные по характеру произведения и поразмышлять: о ком или о чём она музыка рассказывает, это песня или танец, а может, марш; какое настроение передаёт, кого изображает и т.д. Пытаемся фантазировать, сочинять. Дети начинают понимать, что в музыке всегда есть содержание.

В работе с начинающими обучение учащимися класса «фортепиано» нет второстепенных моментов, здесь нужен комплексный подход. Каждый урок должен охватывать самые важные моменты начального периода обучения с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

В организации пианистического аппарата ответственные моменты:

— Посадка за фортепиано.

— Правильная осанка – ощущение стержня вдоль спины. Сохранять осанку помогает хорошая опора на ноги. Важны высокое положение головы и высота посадки, расстояние до клавиатуры. Это азбучные правила, которые усвоены всеми пианистами.

— Положение рук на клавиатуре.

— Руки в положении висячего моста. 2,3,4 пальцы равномерно упираются в клавиши, между 1 и 2 пальцами овальное «окошечко».

Еще одной важной частью работы с начинающими – это ритмические задания. Пульс отсчитывает нога, ритм стучит то левая, то правая рука. Целью упражнения является выработать чувство внутренней ритмической пульсации. Работать с ритмическими блоками, собирая ритмический музыкальный словарь.

Изучение нотной грамоты может проходить в различной игровой форме: стихи, музыкальное домина и пр.

При подготовке к уроку в младших классах преподаватель должен ориентироваться на психологические возможности учащегося и планировать урок динамичным.

Нужно стараться увлекательно преподносить любые знания: будь то теоретический материал, организация движений начинающего пианиста, работа над звуком, ритмом, над артикуляцией или пьесами. Больше фантазии! К счастью, в последние годы появилось много увлекательных книг и авторских методик преподавания. Это всё в помощь преподавателям.

На уроке преподаватель должен быть настойчивым, требовательным, но при этом терпеливым, внимательным, тактичным. Нужно поощрять учащегося, чтобы он верил в свои возможности.

Велика роль родителей в обучении ребёнка. Желательно, чтобы родители и преподаватель были единомышленниками. В этом случае родители станут помощниками (а не контролёрами) в ежедневных домашних занятиях. В этом случае интерес ребёнка к занятиям будет устойчивым. Что является залогом успешного обучения.

Учиться игре на фортепиано – значит всесторонне развивать память, творческое образное мышление, внимание, двигательную активность, трудолюбие, настойчивость, целеустремлённость. Счастлив тот человек, для которого музыка становится неотъемлемой частью жизни и приносит в неё много новых красок!

Анар Байгалыкова,

Педагог по фортепиано,

Детская музыкальная школа им.Н.Тлендиева,

г.Талдыкорган,

Жетысуская область