ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О местном самоуправлении в Республике Казахстан»

ПРОЕКТ

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О местном самоуправлении в Республике Казахстан»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Казахстан регулирует общественные отношения в области местного самоуправления, определяет правовой статус органов местного самоуправления, финансово-экономические основы местного самоуправления.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) кенес – орган местного самоуправления, выражающий волю населения и в соответствии с законодательством Республики Казахстан, определяющий меры, необходимые для ее реализации,
и контролирующий их осуществление на территории города районного значения, села, поселка, сельского округа;

2) местное сообщество – совокупность жителей (членов местного сообщества), проживающих на территории соответствующей административно-территориальной единицы, в границах которой осуществляется местное самоуправление, формируются
и функционируют его органы;

3) местное самоуправление – форма участия населения непосредственно, в том числе через маслихаты и органы местного самоуправления, на территориях компактного проживания групп населения, в решении вопросов местного значения под свою ответственность и в интересах местного сообщества в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан;

4) программа развития местного сообщества – документ, разработанный аппаратом акима города районного значения, села, поселка, сельского округа и утверждаемый кенесом ежегодно, на три года, определяющий приоритетные направления развития города районного значения, села, поселка, сельского округа, на основании которого формируется бюджет города районного значения, села, поселка, сельского округа;

5) сход местного сообщества – непосредственное участие жителей (членов местного сообщества) населенного пункта в решении вопросов местного значения в порядке, установленном настоящим Законом;

6) совет городского самоуправления – орган местного самоуправления, выражающий волю населения и в соответствии
с законодательством Республики Казахстан, определяющий меры, необходимые для ее реализации, и контролирующий их осуществление на территории города республиканского значения, столицы и города областного значения;

7) коммунальное имущество города районного значения, села, поселка, сельского округа – имущество города районного значения, села, поселка, сельского округа, в том числе средства бюджета города районного значения, села, поселка, сельского округа, а также имущество, закрепленное и (или) не закрепленное за коммунальными юридическими лицами местного самоуправления;

8) уполномоченный орган по вопросам развития местного самоуправления – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую
и межведомственную координацию вопросов развития местного самоуправления.

Глава 2. Основы организации местного самоуправления

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о местном самоуправлении

Законодательство Республики Казахстан о местном самоуправлении основывается на Конституции Республики Казахстан, на принципах и нормах международного права о местном самоуправлении и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Статья 3. Основы организации местного самоуправления

1. Основанием для признания гражданина Республики Казахстан членом местного сообщества является факт его регистрации по месту жительства на территории административно-территориальной единицы, в границах которой осуществляется местное самоуправление.

Не допускается установление каких-либо иных условий участия граждан Республики Казахстан в осуществлении местного самоуправления, за исключением основания, предусмотренного настоящей статьей.

Иностранцы и лица без гражданства, имеющие постоянное место жительство на территории местного сообщества не менее одного года, имеют право на участие в осуществлении местного самоуправления в пределах, установленных законами Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

2. Местное самоуправление осуществляется в пределах города республиканского значения, столицы, города областного и районного значения, района в городе, села, поселка, сельского округа.

Статья 4. Права членов местного сообщества

Члены местного сообщества имеют право:

1) на осуществление местного самоуправления непосредственно, в том числе через маслихаты и органы местного самоуправления независимо от происхождения, социального, должностного
и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и общественным объединениям;

2) избирать и быть избранным в органы местного самоуправления
в порядке, предусмотренном настоящим Законом;

3) обращаться лично, а также направлять индивидуальные
и коллективные обращения в государственные органы и иные организации;

4) на осуществление иных прав, предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Казахстан.

Ограничение прав членов местного сообщества на участие
в местном самоуправлении не допускается, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан, и может быть обжаловано в судебном порядке.

Статья 5. Принципы местного самоуправления

Местное самоуправление осуществляется на основе следующих принципов:

1) принцип вовлеченности граждан – создание условий для непосредственного участия граждан в решении вопросов местного значения и осуществлении контроля за деятельностью органов местного самоуправления;

2) принцип самостоятельности – организационная, экономическая
и финансовая самостоятельность членов местного сообщества
и органов местного самоуправления;

3) принцип разграниченности функций – деятельность государственных органов и органов местного самоуправления на основе разграничения функций и полномочий;

4) принцип прозрачности и открытости – обязательное обсуждение принимаемых решений органами местного самоуправления, акимом и аппаратом акима города районного значения, села, поселка, сельского округа, акиматом города республиканского значения, столицы, города областного значения
с местным сообществом, их опубликование и распространение
в средствах массовой информации и (или) иными способами;

5) принцип выборности органов местного самоуправления
– формирование органов местного самоуправления через выборы их членов путем прямого голосования.

Статья 6. Вопросы местного значения, регулируемые настоящим законом

К вопросам местного значения относятся:

1) обеспечение функционирования дорог местного значения;

2) благоустройство, освещение и озеленение мест общественного пользования;

3) организация погребения безродных и работ по содержанию
в надлежащем состоянии кладбищ и иных мест захоронения;

4) создание условий для организаций досуга;

5) организация раздельного сбора коммунальных отходов;

6) организация работы по сохранению историко-культурного наследия, содействие развитию исторических, национальных
и культурных традиций и обычаев;

7) вопросы, связанные с землепользованием;

8) размещение рекламы на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

9) обеспечение условий для развития физической культуры
и спорта;

10) осуществление мероприятий по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе социального характера;

11) управление коммунальным имуществом;

12) организация коопераций;

13) изменение категорий, границ и наименований населенных пунктов, регулируемые Законом Республики Казахстан
«Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан»;

14) организация в пределах своей компетенции водоснабжения населенных пунктов и регулирования вопросов водопользования;

15) иные вопросы.

Глава 3. Задачи и компетенции представительных
и исполнительных органов

Статья 7. Задачи уполномоченного органа по вопросам местного самоуправления

Уполномоченный орган по вопросам местного самоуправления:

1) формирует государственную политику по вопросам развития местного самоуправления;

2) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, направленные на регулирование вопросов местного самоуправления.

 

Статья 8. Задачи местных представительных
и исполнительных органов по вопросам местного самоуправления

1. Местные представительные и исполнительные органы создают необходимые правовые, организационные и иные условия для становления и развития местного самоуправления, оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами.

2. Местные представительные органы взаимодействуют
с органами местного самоуправления в решении вопросов, связанных
с избранием и освобождением от должности акима города районного значения, села, поселка, сельского округа, изменением административно-территориального устройства населенных пунктов
и иными вопросами местного значения.

Статья 9. Компетенция акима города районного значения, села, поселка, сельского округа

1. Аким города районного значения, села, поселка, сельского округа в соответствии с законодательством Республики Казахстан:

1) выступает от имени соответствующей
административно-территориальной единицы во взаимоотношениях
с маслихатом района (города областного значения), государственными органами, органами местного самоуправления, организациями
и гражданами;

2) подотчетен кенесу, обеспечивает решение вопросов местного значения;

3) не может быть членом кенеса.

2. Аким проводит регулярные встречи с населением в порядке
и сроки, определяемые Президентом Республики Казахстан.

3. Аким несет ответственность за реализацию возложенных на него функций перед вышестоящим акимом, кенесом по вопросам, отнесенным
к его компетенции.

4. К компетенции акима города районного значения, села, поселка, сельского округа относится:

  1. разработка проекта бюджета;
  2. планирование и исполнение бюджета;
  3. представление в кенес отчета об исполнении бюджета;
  4. рассмотрение обращений, заявлений, жалоб граждан, принятие мер по защите прав и свобод граждан;
  5. разработка программы развития местного сообщества и его представление по согласованию со сходом местного сообщества на рассмотрение и утверждение кенеса;
  6. управление коммунальным имуществом по согласованию
    с кенесом в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
  7. утверждение индивидуальных планов финансирования коммунальных государственных учреждений местного самоуправления из местного бюджета;
  8. организация по согласованию с акимом района и кенесом сноса аварийного жилья;
  9. реализация плана по управлению пастбищами и их использованию;
  10. развитие и содержание автомобильных дорог, улиц населенных пунктов, сетей водоснабжения;
  11. организация работ по благоустройству инфраструктуры, в том числе благоустройство по освещению, озеленению и санитарной очистке населенных пунктов, а также внешнему оформлению общественных мест;
  12. организация погребения безродных и содержание кладбищ
    и иных мест захоронения;
  13. обеспечение деятельности учреждений культуры
    и организация работ по сохранению исторического и культурного наследия;
  14. определение по согласованию с кенесом мест выпаса животных на землях населенного пункта;
  15. организация раздельного сбора коммунальных отходов;
  16. оказание услуг на платной основе жителям соответствующей административно-территориальной единицы, в порядке установленным кенесом;
  17. утверждение по согласованию с кенесом сдельных расценок при сдельной оплате труда работников аппарата акима, нанимаемых по трудовому договору;
  18. осуществление иных полномочий, возложенных законами
    и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан,
    в том числе Типовым регламентом деятельности акима и аппарата акима города районного значения, села, поселка, сельского округа, утверждаемым уполномоченным органом по вопросам местного самоуправления.

Статья 10. Порядок делегирования осуществления государственных функций акиму города районного значения, села, поселка, сельского округа и его аппарату

1. Акиму города районного значения, села, поселка, сельского округа могут делегироваться государственные функции от вышестоящего уровня государственного управления, на основании решения делегирующего государственного органа.

2. Делегирование государственных функций акиму города районного значения, села, поселка, сельского округа и его аппарату осуществляется на основании действующего законодательства
и согласования между органами государственного управления
и кенесом с установлением порядка государственного обеспечения условий реализации передаваемых полномочий необходимыми ресурсами.

3. Делегированные государственными органами функции, влекущие увеличение расходов бюджета города районного значения, села, поселка, сельского округа, должны предусматривать соответствующее финансирование из вышестоящего бюджета.

4. По делегированным государственным функциям аким города районного значения, села, поселка, сельского округа подотчетен соответствующему уполномоченному государственному органу.

Статья 11. Государственные функции, делегируемые акиму города районного значения, села, поселка, сельского округа и его аппарату

К государственным функциям, которые могут быть делегированы акиму города районного значения, села, поселка, сельского округа и его аппарату относятся:

1) проведение инвентаризации жилищного фонда города районного значения, села, поселка, сельского округа;

2) внесение предложений в районный (городской) акимат по вопросу изъятия земельных участков, в том числе для государственных нужд по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Казахстан;

3) в случае отсутствия органов занятости, регистрация безработных
в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

4) выявление малообеспеченных лиц, внесение в вышестоящие органы предложений по обеспечению занятости, оказанию адресной социальной помощи, организаций обслуживания одиноких престарелых
и нетрудоспособных граждан на дому, координация оказания им благотворительной помощи;

5) организация помощи лицам с инвалидностью;

6) организация совместно с общественными объединениями лиц
с инвалидностью культурно-массовых и просветительских мероприятий;

7) организация совместно с уполномоченным органом по физической культуре и спорту и общественными объединениями проведения оздоровительных и спортивных мероприятий среди лиц
с инвалидностью;

8) в случае необходимости оказания экстренной и неотложной медицинской помощи: доставка больных до организаций здравоохранения, транспортировка лежачего больного из организаций здравоохранения до места жительства;

9) организация выполнения общественных работ лицами, осужденными к данному виду наказания, в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам уголовно-исполнительной деятельности;

10) организация занятости осужденных, отбывающих наказание
в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в том числе путем:

размещения заказов на товары, работы и услуги, производимые, выполняемые и оказываемые предприятиями и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

привлечения субъектов предпринимательства к открытию, расширению и модернизации на территории учреждений уголовно-исполнительной системы производств, использующих труд осужденных;

11) оказание содействия микрокредитования сельского населения
в рамках программных документов системы государственного планирования;

12) в пределах компетенции организация и обеспечение исполнения законодательства Республики Казахстан по вопросам воинской обязанности и воинской службы, мобилизационной подготовки и мобилизации, а также по вопросам гражданской защиты;

13) осуществление сбора оперативной информации в области агропромышленного комплекса и предоставление ее местным исполнительным органам (акиматам) районов (города областного значения);

14) участие в проведении сельскохозяйственной переписи;

15) оказание содействия государственным ветеринарным организациям, созданным местными исполнительными органами областей, при выполнении ими функций в области ветеринарии на соответствующей административно-территориальной единице;

16) участие в проведении мероприятий по идентификации сельскохозяйственных животных;

17) принятие решений об установлении карантина или ограничительных мероприятий по представлению главного государственного ветеринарно-санитарного инспектора в случае возникновения заразных болезней животных на соответствующей территории;

18) принятие решений о снятии ограничительных мероприятий или карантина по представлению главного государственного
ветеринарно-санитарного инспектора после проведения комплекса ветеринарных мероприятий по ликвидации очагов заразных болезней животных на соответствующей территории;

19) обеспечение ветеринарных пунктов служебными помещениями в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

20) ведение похозяйственного учета согласно утвержденной уполномоченным органом в области государственной статистики статистической методологии;

21) организация ведения регистрационных записей по форме, утвержденной уполномоченным органом в области государственной статистики;

22) обеспечение достоверности данных похозяйственного учета;

23) разработка перечня видов услуг, для оказания их на платной основе и представление его кенесу на утверждение;

24) иные вопросы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

В поселках, селах, сельских округах, где нет органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния, аким поселка, села, сельского округа организует совершение нотариальных действий, производит прием документов на регистрацию актов гражданского состояния граждан, проживающих на их территории,
и передачу их в орган регистрации актов гражданского состояния района или города областного значения для государственной регистрации актов гражданского состояния и внесения сведений
в государственную базу данных о физических лицах, также выдачу
и вручение свидетельств и при необходимости справок в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

 

Статья 12. Аппарат акима города районного значения, села, поселка, сельского округа

1. Аппарат акима города районного значения, села, поселка, сельского округа образуется, упраздняется и реорганизуется акиматом района (города областного значения), является государственным учреждением, содержащимся за счет местного бюджета и выступает заказчиком по строительству, реконструкции и ремонту объектов, относящихся
к коммунальному имуществу города районного значения, села, поселка, сельского округа.

Регламент деятельности акима и аппарата акима города районного значения, села, поселка, сельского округа и его структура утверждаются кенесом.

Типовой регламент деятельности акима и аппарата акима города районного значения, села, поселка, сельского округа утверждается уполномоченным органом по вопросам местного самоуправления.

2. Аппарат акима образуется в городах районного значения, селах, поселках, сельских округах.

Аппарат акима образуется в селах, сельских округах
с численностью населения не менее 500 человек.

Допускается образование аппарата акима в селах с численностью населения не менее 250 человек при соответствии одному из следующих требований:

расположение на расстоянии до 25 километров от Государственной границы Республики Казахстан;

отсутствие в радиусе 50 километров другого населенного пункта соответствующего района (города областного значения).

3. Аппарат акима состоит из государственных служащих, определяемых в пределах общего лимита и нормативов штатной численности местных исполнительных органов, утвержденных Правительством Республики Казахстан, а также работников, обеспечивающих техническое обслуживание и функционирование государственных органов, согласно единым межотраслевым нормативам численности работников, разработанных и утвержденных уполномоченным государственным органом по труду.

Аким города районного значения, села, поселка, сельского округа имеет право нанимать работников, в рамках трудового договора, осуществляющих свою деятельность согласно сдельной системы оплаты труда гражданских служащих, утверждаемой Правительством Республики Казахстан.

Заработная плата государственных служащих устанавливается
в соответствии с единой системой оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета, утверждаемой Правительством Республики Казахстан.

4. Аппарат акима обязан осуществить информационно-аналитическое, организационно-правовое и материально-техническое обеспечение деятельности акима города районного значения, села, поселка, сельского округа и кенеса.

5. Вопросы деятельности государственных служащих аппарата акима города районного значения, села, поселка, сельского округа
в связи с прекращением полномочий акима города районного значения, села, поселка, сельского округа, назначением или избранием нового акима определяются законодательством Республики Казахстан.

6. Задачи аппарата акима города районного значения, села, поселка, сельского округа:

1) разработка предложений по определению цен на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые коммунальными казенными предприятиями;

2) ведение учета и регистрации земельных участков, предназначенных под могилы в соответствии с правилами погребения
и организации дела по уходу за могилами;

3) разработка перечня видов услуг, для оказания их на платной основе;

4) обеспечение деятельности кенеса;

5) иные полномочия, возложенные на него настоящим Законом
и иным законодательством Республики Казахстан.

Глава 4. Формы осуществления местного самоуправления и органы местного самоуправления.

Статья 13. Формы осуществления местного самоуправления местным сообществом

К формам осуществления местного самоуправления относятся:

1) выборы акима города районного значения, села, поселка, сельского округа;

2) сход местного сообщества;

3) выборы в кенес и совет городского самоуправления;

4) заседания кенеса и совета городского самоуправления.

Статья 14. Выборы и прекращение полномочий акима города районного значения, села, поселка, сельского округа

1. Аким города районного значения, села, поселка, сельского округа избирается на должность сроком на четыре года из числа граждан Республики Казахстан в возрасте не моложе двадцати пяти лет населением соответствующей административно-территориальной единицы на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Одно и то же лицо не может быть избрано акимом одного
и того же города районного значения, села, поселка, сельского округа более двух раз подряд.

3. Порядок проведения выборов акима города районного значения, села, поселка, сельского округа регламентируется Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах
в Республике Казахстан».

4. Полномочия избранного акима города районного значения, села, поселка, сельского округа начинаются с момента его регистрации территориальной избирательной комиссией района (города областного значения) в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан».

5. Полномочия акима города районного значения, села, поселка, сельского округа прекращаются в случаях:

1) смерти акима, вступления в законную силу решения суда
о признании акима недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим либо решения суда об объявлении его умершим;

2) прекращения членства в политической партии, за исключением случаев реорганизации и ликвидации политической партии, от которой он был выдвинут;

3) принятия вышестоящим акимом вотума недоверия, выраженного в отношении акима депутатами маслихата района (города областного значения);

4) прекращения гражданства Республики Казахстан;

5) регистрации территориальной избирательной комиссией района (города областного значения) вновь избранного акима;

6) в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом и законами Республики Казахстан.

6. При прекращении полномочий акима города районного значения, села, поселка, сельского округа по основаниям, предусмотренным пунктом 5 настоящей статьи, территориальная избирательная комиссия района (города областного значения) принимает решение, в котором констатируется факт наступления оснований, влекущих прекращение полномочий акима города районного значения, села, поселка, сельского округа, и принимается решение о внесении соответствующему акиму района (города областного значения) представления о досрочном прекращении полномочий акима города районного значения, села, поселка, сельского округа.

На основании представления территориальной избирательной комиссии района (города областного значения) аким района (города областного значения) прекращает полномочия соответствующего акима города районного значения, села, поселка, сельского округа.

При прекращении полномочий акима города районного значения, села, поселка, сельского округа на основании решения Президента Республики Казахстан территориальная избирательная комиссия района (города областного значения) принимает решение, констатирующее факт утраты соответствующим лицом полномочий акима города районного значения, села, поселка, сельского округа.

Статья 15. Сход местного сообщества

1. Сход местного сообщества может созываться кенесом самостоятельно или по инициативе акима, либо не менее десяти процентов членов местного сообщества, проживающих на данной территории
и подписавших заявление о необходимости его созыва с указанием фамилии, имени, отчества (при его наличии) и места жительства.

2. Не имеют права участвовать в сходе местного сообщества несовершеннолетние лица, лица, признанные судом недееспособными, ограниченно дееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

3. Для проведения схода местного сообщества территория города районного значения, села, поселка, сельского округа может подразделяться на участки (села и поселки, входящие в состав сельских округов, улицы, многоквартирные жилые дома и иные).

Сход местного сообщества считается состоявшимся при участии не менее десяти процентов членов местного сообщества либо их представителей от каждого участка, проживающих на данной территории
и имеющих право в нем участвовать.

4. Сход местного сообщества на территории города районного значения, села, поселка, сельского округа проводится по следующим вопросам местного значения:

1) определение приоритетных задач местного сообщества
и сроков их реализации;

2) внесение предложений органам местного самоуправления по вопросам местного значения;

3) изменение границ и статуса соответствующей административно-территориальной единицы;

4) заслушивание и обсуждение отчетов акима и кенеса соответствующей административно-территориальной единицы об их деятельности;

5) выборы членов кенеса;

6) инициирование перед кенесом вопроса по прекращению полномочий члена кенеса;

7) принятие решения о роспуске кенеса и совета городского самоуправления;

8) иные вопросы местного значения.

5. На сходе местного сообщества ведется протокол. Протокол подписывается председателем и секретарем схода местного сообщества
и передается акиму, кенесу и совету городского самоуправления соответствующей административно-территориальной единицы.

6. Порядок проведения сходов местного сообщества определяется Типовым регламентом, утверждаемым уполномоченным органом по вопросам местного значения.

Статья 16. Порядок образования кенеса

1. Кенес формируется на сходах местного сообщества, из числа жителей городов районного значения, сел, поселков, сельских округов.

2. Члены кенеса избираются сроком на четыре года.

3. Членом кенеса может быть избран гражданин Республики Казахстан, достигший восемнадцати лет, за исключением лиц, признанных судом недееспособными, ограниченно дееспособными,
а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Количество членов, порядок формирования и деятельность кенеса определяется Типовым регламентом кенеса.

5. Типовой регламент кенеса утверждается уполномоченным органом по вопросам местного самоуправления.

6. Деятельность членов кенеса, за исключением председателя кенеса, осуществляется на общественных началах.

7. Кенес не обладает правами юридического лица.

Статья 17. Задачи кенеса

К задачам кенеса и его членов относятся:

1) рассмотрение, обсуждение и утверждение программ развития местного сообщества;

2) рассмотрение и утверждение проекта бюджета и отчета об исполнении бюджета;

3) образование временных мониторинговых комиссий;

4) заслушивание и обсуждение отчета о результатах проведенного мониторинга исполнения бюджета и внесение рекомендаций по итогам мониторинга;

5) согласование решений о создании, реорганизации, изменении наименования и ликвидации коммунальных юридических лиц, а также об управлении коммунальным имуществом города районного значения, села, поселка, сельского округа;

6) обсуждение актуальных вопросов местного значения, проектов нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, за исключением проектов нормативных правовых актов местных исполнительных органов, а также акимов, предусматривающих принятие решений об установлении (отмене) карантинной зоны, а также объявление чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;

7) согласование представленных акимом района (города областного значения) кандидатур на должность акима города районного значения, села, поселка, сельского округа для дальнейшего выдвижения в случае, предусмотренном Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан»;

8) внесение предложений по назначению руководителей государственных учреждений и организаций, финансируемых из местного бюджета и расположенных на соответствующей территории;

9) избрание из членов местного сообщества общественных медиаторов;

10) установление цен на товары (работы, услуги), производимые
и реализуемые переданными в управление коммунальными казенными предприятиями;

11) осуществление контроля за целевым использованием коммунального имущества;

12) утверждение перечня видов услуг, оказываемых аппаратом акима на платной основе;

13) согласование сдельной расценки перечня видов услуг, для оказания их на платной основе;

14) внесение акиму района (города областного значения) представления о привлечении акима города районного значения, села, поселка, сельского округа к дисциплинарной ответственности;

15) согласование ходатайства аппарата акима города районного значения, села, поселка, сельского округа о принятии в коммунальное имущество города районного значения, села, поселка, сельского округа имущества, признанного судом выморочным;

16) утверждение правил благоустройства территорий городов районного значения и населенных пунктов;

17) кенес вправе по вопросам своей деятельности обращаться
в государственные органы, общественные объединения
и государственные организации, расположенные на территории соответствующего района (города областного значения), за исключением организаций, деятельность которых связана
с государственными секретами;

18) иные вопросы местного значения в соответствии
с законодательством Республики Казахстан.

Статья 18. Организация работы кенеса

1. Кенес осуществляет свои полномочия на заседаниях в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

2. Кенес созывается председателем кенеса самостоятельно либо по инициативе не менее одной трети от числа членов кенеса, или акимом города районного значения, села, поселка, сельского округа
и проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Заседание кенеса считается состоявшимся при участии в нем не менее половины членов.

3. Решения, принятые на заседании кенеса, подлежат обязательному рассмотрению акимом города районного значения, села, поселка, сельского округа.

4. Кенес не реже одного раза в полугодие отчитывается перед населением о проделанной работе.

Аким города районного значения, села, поселка, сельского округа вправе выразить несогласие с решением кенеса, которое разрешается путем повторного обсуждения вопросов, вызвавших такое несогласие.

В случае невозможности разрешения вопросов, вызвавших несогласие, акимом инициируется вопрос перед маслихатом района (города областного значения).

5. Кенес вправе образовывать временные мониторинговые комиссии по решению вопросов местного значения. Порядок, состав, сроки и полномочия временных мониторинговых комиссий определяются регламентом кенеса, утверждаемым уполномоченным органом по вопросам местного самоуправления.

Отчет о результатах мониторинга, подписанный членами мониторинговой комиссии кенеса, выносится на обсуждение кенеса.

6. По итогам обсуждения отчета о результатах мониторинга кенес вправе принять рекомендации по решению вопросов местного значения.

7. Аким вносит на очередное заседание кенеса обоснованное заключение об итогах рассмотрения рекомендаций мониторинговой комиссии.

Статья 19. Председатель кенеса

1. Председатель кенеса является должностным лицом, осуществляющий деятельность на постоянной основе.

2. Председатель кенеса избирается на срок полномочий кенеса из числа членов кенеса открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов кенеса и освобождается от должности кенесом на заседании.

Кандидатуры на должность председателя кенеса выдвигаются членами кенеса на заседании кенеса.

3. К обязанностям председателя кенеса относятся:

1) взаимодействие с аппаратом акима по обеспечению организационной деятельности кенеса;

2) взаимодействие с местными представительными
и исполнительными органами района (города областного значения), иными организациями, расположенными на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

3) принятие решения о проведении заседания кенеса
и организация его проведения;

4) содействие членам кенеса в осуществлении ими своих полномочий;

5) координация деятельности временных мониторинговых комиссий кенеса;

6) контроль за ходом исполнения принятых решений;

7) осуществление иных полномочий, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.

4. При отсутствии председателя кенеса его полномочия временно осуществляются членом кенеса по решению большинства на заседании кенеса.

5. Председатель кенеса либо лицо, замещающее его, пользуется правом решающего голоса в случае, если при голосовании на заседании кенеса голоса членов кенеса разделяются поровну.

Статья 20. Основания прекращения полномочий кенеса и его членов

1. Полномочия кенеса прекращаются в случаях:

1) истечения срока полномочий, установленного настоящим Законом;

2) принятия решения о роспуске кенеса не менее двух третей участников схода местного сообщества;

3) в случае упразднения административно-территориальной единицы.

2. Сход местного сообщества инициирует вопрос о прекращении полномочий члена кенеса в случаях оставления без рассмотрения и/или не внесения на заседание кенеса вопросов, определенных сходом местного сообщества более двух раз подряд.

3. Полномочия члена кенеса прекращаются в случаях:

1) поступления на государственную службу;

2) выезда на постоянное место жительства за пределы соответствующей административно-территориальной единицы;

3) утраты гражданства Республики Казахстан;

4) вступления в отношении члена кенеса в законную силу обвинительного приговора суда за совершение преступления либо умышленного уголовного проступка;

5) смерти члена кенеса, вступления в законную силу решения суда о признании члена кенеса безвестно отсутствующим либо решения суда об объявлении его умершим;

6) личного заявления о выходе из его состава кенеса;

7) прекращения полномочий кенеса;

8) в случаях систематического неисполнения своих обязанностей,
а также нарушения регламента кенеса, более двух раз подряд.

Решение о досрочном прекращении полномочий члена кенеса по основаниям, указанным в пункте 3 настоящей статьи принимается на заседании, большинством голосов от общего числа присутствующих членов кенеса.

Статья 21. Акты кенеса

1. Кенес по вопросам своей компетенции принимает акты в форме решения кенеса, в соответствии с Законом Республики Казахстан
«О правовых актах», а также иные акты.

Решение кенеса принимается большинством голосов членов кенеса, присутствующих на его заседании.

2. Решения кенеса, принятые в пределах его компетенции
и касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, подлежат официальному опубликованию в установленном законодательством Республики Казахстан порядке и обязательны к исполнению на соответствующей территории.

3. Проекты решений кенеса, предусматривающие сокращение бюджетных доходов или увеличение бюджетных расходов города районного значения, села, поселка, сельского округа могут быть внесены на рассмотрение заседания лишь при наличии положительного заключения акима города районного значения, села, поселка, сельского округа.

4. Принятие кенесом решений, касающихся прав, свобод
и обязанностей граждан, осуществляется согласно Закону Республики Казахстан «О правовых актах».

5 Решения кенеса, не соответствующие Конституции
и законодательству Республики Казахстан, отменяются кенесом либо
в судебном порядке.

Статья 22. Совет городского самоуправления

1. Совет городского самоуправления образуется и действует на территории города республиканского значения, столицы и города областного значения.

Срок полномочий совета городского самоуправления составляет четыре года.

Для формирования совета городского самоуправления территория города республиканского значения, столицы и города областного значения подразделяется на округа, а округа на участки. Границы округов и участков определяются соответствующим маслихатом.

Состав совета городского самоуправления формируется из числа представителей участков в количестве один представитель от одного округа.

Представители избираются от каждого участка, из числа жителей данного участка, выдвинутых путем самовыдвижения.

Представители участков, входящие в состав одного округа, формируют окружной совет городского самоуправления.

Окружной совет городского самоуправления представляет интересы жителей соответствующего участка (округа).

В случае прекращения полномочий члена окружного совета городского самоуправления процедура избрания нового члена окружного совета вместо прекратившего полномочия осуществляется
в порядке, установленном настоящей статьей.

Состав совета городского самоуправления формируется из числа членов окружного совета городского самоуправления, в количестве один представитель от одного округа путем открытого голосования большинством голосов от общего числа членов окружного совета городского самоуправления.

2. Процедура формирования нового состава совета городского самоуправления начинается за два месяца до истечения срока полномочий действующих членов совета городского самоуправления,
в соответствии с порядком, установленным настоящей статьей.

3. Не имеют права участвовать в выборах в окружной совет городского самоуправления несовершеннолетние лица, лица, признанные судом недееспособными, ограниченно дееспособными, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также действующие депутаты и государственные служащие.

4. Порядок работы совета городского самоуправления определяется его регламентом, утверждаемым на первом заседании совета городского самоуправления.

5. Основной формой работы совета городского самоуправления являются заседания.

6. Задачами совета городского самоуправления и его членов являются:

1) определение приоритетных задач местного сообщества
и сроков их реализации;

2) взаимодействие с местными представительными
и исполнительными органами, представителями объединения собственников имущества и простых товариществ многоквартирных жилых домов по вопросам местного значения;

3) внесение на рассмотрение представительных и исполнительных органов предложений по вопросам профилактики правонарушений, улучшения работы участковых инспекторов полиции, благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства, санитарного состояния, экологии
в пределах границ совета городского самоуправления;

4) сбор подписей под петиции и его направление на рассмотрение маслихата;

5) другие вопросы, определенные положением совета городского самоуправления.

7. Окружной совет городского самоуправления осуществляет следующие функции:

1) сбор и обобщение вопросов местного значения для последующего рассмотрения их советом городского самоуправления;

2) привлечение граждан к решению вопросов улучшения сохранности, эксплуатации, ремонта, благоустройства жилых домов
и придомовых территорий;

3) участие в составе земельной комиссии.

8. Решение совета городского самоуправления оформляется
в виде протокола, направляется в органы местного государственного управления, а также является обязательным для их рассмотрения
в течение двадцати рабочих дней.

9. Деятельность членов совета городского самоуправления
и окружного совета городского самоуправления осуществляется на общественных началах.

10. Совет городского самоуправления и окружной совет городского самоуправления не обладают правами юридического лица.

Статья 23. Председатель совета городского самоуправления

1. Председатель совета городского самоуправления избирается советом из числа его членов.

2. Председатель совета городского самоуправления избирается открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов совета на первом заседании совета.

3. К функциональным обязанностям председателя совета городского самоуправления относятся:

1) взаимодействие с аппаратом акима области, города республиканского значения, столицы и города областного значения по обеспечению организационной деятельности совета городского самоуправления, маслихатом города республиканского значения, столицы и города областного значения, а также организациями
и общественными объединениями;

2) принятие решения о проведении заседания совета городского самоуправления и его ведение;

3) содействие членам совета городского самоуправления
в осуществлении ими своих полномочий;

4) контроль за рассмотрением запросов членами совета городского самоуправления;

5) координация деятельности окружных советов городского самоуправления;

6) определение мер по контролю за исполнением принятых решений;

7) осуществление иных полномочий, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.

4. При отсутствии председателя совета городского самоуправления его полномочия временно осуществляются членом совета городского самоуправления по решению большинства на заседании совета городского самоуправления.

5. Председатель совета городского самоуправления либо лицо, замещающее его, пользуется правом решающего голоса в случае, если при голосовании на заседании совета голоса членов совета разделяются поровну.

Статья 24. Основания прекращения полномочий совета городского самоуправления и его членов

1. Полномочия совета городского самоуправления прекращаются
в случаях:

1) истечения срока полномочий, установленного настоящим Законом;

2) принятие решения о роспуске совета городского самоуправления не менее двух третей участников схода местного сообщества.

2. Сход местного сообщества инициирует вопрос о прекращении полномочий члена совета городского самоуправления в случаях оставления без рассмотрения и/или не внесения на заседание совета городского самоуправления вопросов, определенных сходом местного сообщества более двух раз подряд.

3. Полномочия члена совета городского самоуправления прекращаются в случаях:

1) поступления на государственную службу;

2) выезда на постоянное место жительства за пределы соответствующей административно-территориальной единицы;

3) утраты гражданства Республики Казахстан;

4) вступления в отношении члена совета городского самоуправления в законную силу обвинительного приговора суда за совершение преступления либо умышленного уголовного проступка;

5) смерти члена совета городского самоуправления, вступления
в законную силу решения суда о признании члена совета городского самоуправления безвестно отсутствующим либо решения суда об объявлении его умершим;

6) личного заявления о выходе из состава совета городского самоуправления;

7) прекращения полномочий совета городского самоуправления;

8) за систематическое неисполнение своих обязанностей, а также нарушения регламента совета городского самоуправления, более двух раз подряд.

Решение о досрочном прекращении полномочий члена совета городского самоуправления по основаниям, указанным в пункте
3 настоящей статьи принимается на заседании, большинством голосов от общего числа присутствующих членов совета городского самоуправления.

Статья 25. Права и обязанности членов органов местного самоуправления

1. Члены органов местного самоуправления имеют право:

1) на осуществление местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом;

2) избирать и быть избранным председателем кенеса и совета городского самоуправления;

3) выдвигать кандидатуры, в том числе и свою собственную,
в состав образуемых временных мониторинговых комиссий кенеса;

4) проводить встречи с членами местного сообщества;

5) принимать участие в сходах местного сообщества;

6) оглашать на заседании кенеса, совета городского самоуправления обращения граждан, имеющие общественное значение;

7) участвовать в мониторинге хода строительства и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства, по которым заказчиком является соответствующий местный исполнительный орган;

8) на осуществление иных прав, предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Казахстан.

1-1. Кенес имеет право на инициирование вопроса об освобождении от должности акима города районного значения, села, поселка, сельского округа перед маслихатом района (города областного значения).

2. Члены органов местного самоуправления обязаны:

1) проживать на соответствующей территории;

2) рассматривать поступившие к нему обращения членов местного сообщества;

3) изучать общественное мнение, нужды и запросы граждан, общественных и иных организаций, сообщить о них кенесу, совету городского самоуправления;

4) обеспечивать соблюдение прав и законных интересов членов местного сообщества;

5) придерживаться принципа прозрачности и открытости, учета общественного мнения при осуществлении своей деятельности, обеспечивать возможность свободного доступа членов местного сообщества на заседания органов местного самоуправления;

6) обеспечивать участие членов местного сообщества в решении вопросов местного значения;

7) соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан;

8) способствовать укреплению единства народа Казахстана, межнационального и межконфессионального согласия в стране;

9) уважительно относиться к государственному и другим языкам, традициям и обычаям народа Казахстана и способствовать их развитию;

10) не допускать принятия решений, не соответствующих общегосударственной внутренней и внешней политике, в том числе финансовой и инвестиционной;

11) соблюдать общегосударственные стандарты, устанавливаемые
в общественно значимых сферах деятельности.

Глава 5. Финансово-экономические основы местного самоуправления

Статья 26. Финансово-экономические основы местного самоуправления

Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют:

1) бюджет города районного значения, села, поселка, сельского округа;

2) коммунальное имущество, закрепленное за коммунальными юридическими лицами местного самоуправления;

3) иное имущество, находящее в коммунальной собственности местного самоуправления в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 27. Владение, пользование и распоряжение имуществом города районного значения, села, поселка, сельского округа

1. В собственности города районного значения, села, поселка, сельского округа может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Законом вопросов местного значения.

2. Аппарат акима города районного значения, села, поселка, сельского округа от имени административной территориальной единицы самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается коммунальным имуществом города районного значения, села, поселка, сельского округа
в соответствии с законами Республики Казахстан и принимаемыми
в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кенес определяет порядок формирования, учета, управления
и распоряжения коммунальным имуществом города районного значения, села, поселка, сельского округа.

Аппарат акима города районного значения, села, поселка, сельского округа ведет реестр имущества (в том числе признанного в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, бесхозяйным) города районного значения, села, поселка, сельского округа в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 28. Соотношение настоящего Закона с иными законодательными актами и порядок реализации его положений

1. Положения настоящего Закона являются основой для принятия иных нормативных правовых актов, регламентирующих отдельные направления и механизмы обеспечения местного самоуправления в Республике Казахстан.

2. Законодательство Республики Казахстан, действующее на момент вступления в силу настоящего Закона, применяется в части, не противоречащей ему, и в течение года со дня вступления его в силу должно быть приведено в соответствие с настоящим Законом.

Президент Республики Казахстан