Внедрение инновационных разработок как способ качественного преобразования
воспитательной работы в школе

«Воспитание детей- рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе несравнимо ни с каким другим»

(Демокрит, III век до нашей эры)

XXI век дает заказ на выпускников, обладающих современным мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Также в век информатизации, когда один человек не в состоянии осмыслить весь поток информации, важно умение работать как самостоятельно, так и в команде. Чтобы осуществить принцип развития самостоятельности, требуются новые методы в деятельности учителя, классного руководителя. Необходимы такие методы, которые бы формировали активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося, развивали бы исследовательские и рефлексивные навыки, нацеливали бы на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Свою задачу коллектив нашей школы видит в том, чтобы каждый ученик почувствовал себя восходящей звездой. Бережные руки педагога помогут засиять таланту, поставят на крыло и отправят в полет. Но чтобы научить летать — надо самому быть крылатым. Чтобы зажечь сердца — надо самому гореть. Чтобы вести к вершинам успеха — надо самому не бояться высоты. Если в коллективе нет педагогов, которые проявляют интерес к сочинительству, спорту, туризму, если никто не интересуется театром и не испытывает удовольствия от совместной с детьми постановки спектакля, а после окончания уроков спешит уйти из школы, то в такой среде нет места инновациям. Только творческий учитель способен на инновационную деятельность. Такие учителя и классные руководители, педагоги дополнительного образования есть в нашей школе.  Важнейшим качеством нового педагога становится неповторимый почерк, личная философская доктрина, стремление к самореализации. И в данном контексте сам учитель, воспитатель становится важнейшим инноватором.

В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии:  игровые,  кейс – технологии, арт-технологии,  шоу- технологии, диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты), информационные технологии,  исследовательская и проектная деятельность, тренинги общения и др.

Воспитательные функции в школе выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводятся классному руководителю. Цель деятельности классного руководителя — это создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся, его успешной самореализации в обществе.

Развитие и совершенствование воспитательной работы, использование и внедрение инновационных технологий было бы невозможным без серьёзной методической работы учителей.  Проводились мастер- классы. семинары-совещания, семинары-консультации, обучающие-семинары, практикумы, которые  направлены на повышение профессиональной компетентности и развитие творческой инициативы педагогов.

Сегодня все учителя школы владеют современными информационными технологиями, активно применяют весь спектр  цифровых образовательных ресурсов  на уроках и во внеурочной деятельности через организацию интерактивного тестирования, комментарии, представления презентаций, применения электронных учебников, создания видеороликов, челленджей,  что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс более эффективным, интересным, наглядным, современным, осуществлять личностно-ориентированный и компетентностный подход в обучении.

Нужно отметить, что  старшеклассники  продвинуты  в компьютерном отношении- это  помогает им снимать отличные ролики и делать качественные творческие работы. Это познавательные, позитивные, информативные, рекламные  и мотивационные  ролики. Например, видео контент «Персональная история успеха» об учителе с большой буквы Махамбетовой Розе Каирбековне, «Ветераны живут рядом»  об учителе с многолетним стажем, почетном гражданине Ескельдинского района Раимбековой Серафиме Евгеньевне, и др.

Всё это способствует всестороннему развитию личности ребенка и его организации содержательного досуга, повышению уровня воспитанности учеников.

Достигнутая успешность инновационной деятельности в нашей школе зависит не только от активного использования  ИКТ в образовательном процессе, но и от того, что в нашем коллективе царит творческая атмосфера и позитивный эмоциональный фон взаимодействия учителей, а также конструктивная совместная работа с учениками и их родителями.

В воспитательном процессе, как отмечалось выше,  используем проектные и исследовательские методики, например, конкурс проектов- мультимедийных презентаций «Болашақты бірге тұрғызайық». При подготовке проектов формируется огромная база навыков и умений, которые необходимо будет принимать и во внешкольной жизни. Для создания работы учащимся необходимо найти источники информации, изучить их, систематизировать полученные данные и реализовать в сжатой форме. При этом подготовка проекта требует и творческого подхода. Выполненная работа сопровождается фото- или видеоматериалами, созданными непосредственно учеником.

Для поддержки творческих начал учащихся и формирования культуры здорового образа жизни организована работа  кружков и секций:  патриотические, художественные, музыкальные, туристско-краеведческие, спортивные, а также ЮИД.

В школе с целью формирования у обучающихся гражданской позиции, ответственности перед собой и обществом за свои поступки, развитие способности творчески и критически мыслить посредством анализа и публичного обсуждения актуальных ситуаций, наблюдающихся в стране открыли дебатный клуб «ЭЛИТА», в зависимости от языка созданы три лиги:  казахская лига- руководитель учитель казахского языка  Калиолданова А.С., русская лига- руководитель учитель русского языка  Ким Т.П. и английская лига- руководитель учитель английского языка    Бекдисинова Ж.П.

Этому предшествовала определенная работа: проводились обучающие коучинги  «Как готовить учащихся к дебатам», мастер-классы, семинары-тренинги «Как овладеть ораторским искусством». В «копилке» Клуба немало проведенных турниров на актуальные темы: так, например, «Народные традиции: ЗА и ПРОТИВ»-  «Проблемы гендерного равенства в современном Казахстане», «Дистанционное обучение: ЗА и ПРОТИВ», «Нужно ли читать художественную литературу?»,  «Можно ли искоренить коррупцию», «Казахские национальные ценности: что сохранить, а с чем безжалостно расстаться?»  и т.д.

Дебатное движение «Ұшқыр ой алаңы»  объединил талантливых, активных учеников, желающих совершенствовать свои навыки в искусстве публичных выступлений. Определились лидеры:  Айнакулов Мирас, Буланбаев Еркебұлан, Турысбеков Рамазан, Нұржан Айзат, Жұмабай Шұғыла, Ерошенко Валерия, Скрипченко Валентина, Жасболатов Ислам – которые демонстрировали  уверенность, находчивость, хорошую речь, содержательность, что позволило им обойти многочисленных соперников.

В школе работает клуб «Адал ұрпақ», основная цель которого антикоррупционное воспитание учащихся.

Так вот, для того, чтобы показать детям образ честного и неподкупного труда, который трудится на благо и процветание родного края, были организованы встречи с известными людьми нашего края,  с представителями различных профессий и уроки-экскурсии на предприятия, где работают наши родители, с последующим обсуждением, поиска вопросов и ответов: пожарная часть, КАЗ почта, ОА КАЗАХТЕЛЕКОМ, сахарный завод села Балпык би Коксуского района. Такие экскурсии помогают детям любого возраста увидеть, где работают родители, ориентировать детей в мире профессий.

Современные инновационные процессы в управлении школой не могут не касаться вопросов организации новых форм работы с родителями. Одним из вариантов организации такой работы является обеспечение родителей необходимой, полной, достоверной информацией о деятельности школы путем создания системы информирования, которая позволит родителям почувствовать, что они являются полноправными субъектами воспитательного процесса в школе.   Эти документы представлены в электронном виде на сайте школы: учебный план, история школы, прием в школу, итоговая аттестация, расписание уроков, публикации о школе в СМИ, информации о проводимых воспитательных мероприятиях и т.д.

Проводятся общешкольные родительские конференции в онлайн формате «Вопросы и ответы», активно работают родительские чаты, куда имеем возможность распространять  видеорекомендации «Как организовать досуг ребёнка», «Права и обязанности ребенка в семье»;  видеоролики психологической поддержки «Духовное и моральное здоровье семьи», «Воспитание качеств семьянина у школьников»; видеоконсультации для родителей «Давайте слышать своих детей», «Как провести выходной день с ребенком»  и др.  Впервые проведен конкурс презентаций «Лучший родительский комитет класса 2022».

В школе успешно реализуется проект «Читающая школа», который потребовал от педагогического коллектива нестандартных и креативных подходов. Наша школа была инициатором акции «Прочитай 100 книг», марафона «Книга покоряет мир!» и акции «Читай всегда, читай везде!» На постоянной основе запускаются Видеовыставки книг с подробным обзором.  Проводились онлайн познавательные перемены, интерактивные викторины, турниры знатоков «Кто много читает, тот много знает!», дебаты «Чтение- это развлечение? или Чтение- это размышление?», брейн- ринг «В кругу любимых книг» и библиотечные уроки, для умственной деятельности детям были предложены красочно оформленные мудреные Lepbookи. Организованы фотовыставки «Поймай ребенка за чтением»,   «Читать- это ЗДОРОВО!!!»,  «Фотография с любимой книгой» и «Читаем всей семьей» Это побудило учащихся записать и выложить Видеорекламы   прочитанных книг, где они рассказывали сюжет, призывали прочитать ее и объясняли почему они рекомендуют именно эту книгу.

Об успешности использования инноваций говорят результаты работы школы.  Ежегодно учащиеся нашей школы становятся победителями областных, районных олимпиад и конкурсов. Неоднократно исследовательские работы наших детей становились победителями конкурсов на различных уровнях.  Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом, а будем двигаться вперед- к новым вершинам. Главное, чтобы детям в школе было комфортно, интересно и познавательно!!!

А это значит, что школа достигает важнейшую цель — «формирование социально-адаптированной личности, способной к продолжению образования и самореализации».

Жанета Раимбекова,

заместитель директора по воспитательной работе Карабулакской средней школы